Главная » 2010 » Июль » 28 » Падение в задницу
03:29
Падение в задницу



Российский рынок легковых автомобилей в прошлом году сократился вдвое, но производство пострадало еще сильнее — падение достигло 60%.

В далеком 1972 году автозаводы СССР сообща выпустили 730 тысяч легковых автомобилей. В 1973 году, когда ВАЗ уже начал выходить на проектную мощность, объем производства достиг 917 тысяч машин. А 36 лет спустя, в 2009 году, с конвейеров автозаводов стран СНГ, включая Украину и Узбекистан, сошло 873 тысячи легковых автомобилей. Меньше, чем в 1973-м…

На долю российских предприятий в 2009 году пришлось 598 тысяч легковых машин и внедорожников. Между тем суммарная проектная мощность всех ныне действующих автосборочных площадок России достигает 2,5 млн легковых машин: российский автопром сейчас загружен менее чем на 25%! Больше всего, на 64%, упал выпуск «исконно отечественных» моделей — до 341 тысячи машин: ведь из них «в живых» по большому счету остались только ВАЗы и УАЗы. У иномарок российской сборки падение меньше: на 52% — до 257 тысяч машин, и в итоге их доля в российском автопроме возросла с прошлогодних 37% до 43%.

Фактически на всем постсоветском пространстве осталось два крупных производителя легковых автомобилей — это АвтоВАЗ (295 тысяч машин, 45 тысяч машинокомплектов и 23 тысячи «совместных» Шеви-Нив) и узбекское СП GM Uzbekistan (205 тысяч машин). Далее следуют середняки, объем выпуска которых составляет 40—60 тысяч машин, — если раньше среди них были сплошь отечественные производители (ГАЗ, ЗМА, УАЗ), то теперь их место заняли сборщики иномарок: мультибрендовый Автотор, Автофрамос, калужский Volkswagen и всеволожский Ford. Сюда же можно причислить и украинскую корпорацию УкрАвто.

Эшелоном ниже — компании помельче, которые смогли выпустить за год 10—30 тысяч автомобилей: ТагАЗ (чуть более 24 тысяч машин), Sollers (около 20 тысяч без учета коммерческих УАЗов) и украинский Богдан (более 14 тысяч). В арьергарде — простаивающий с мая завод ИжАвто (10966) и так и не набравшие обороты предприятия полного цикла Toyota, General Motors (примерно по 8000 машин каждый) и Nissan (менее 4000 автомобилей). Ну а замыкают рейтинг умирающее «легковое» отделение ГАЗа, «сателлиты» ВАЗа, Дервейс, КрАСЗ, Еврокар, Юнисон, Азия-Авто…

Большинство заводов в течение года сокращали количество рабочих смен и отправляли сотрудников в незапланированные отпуска, пытаясь избежать чрезмерного затоваривания складов. Число занятых на российских автозаводах сократилось на 24%, до 370 тысяч человек, средняя зарплата за год уменьшилась на 9,1%, до 13640 рублей. Долговая нагрузка на АвтоВАЗ (38 млрд рублей плюс 37 млрд госпомощи), ГАЗ (39,3 млрд руб), ИжАвто (8,2 млрд), ТагАЗ (21 млрд) и Sollers (20,5 млрд) сравнима с капитализацией самих предприятий…


Прочерк означает отсутствие производства; CKD — промышленная сборка со сваркой и окраской кузовов, SKD — «отверточная» сборка из готовых машинокомплектов

На 900-тысячных мощностях АвтоВАЗа было собрано всего 295 тысяч автомобилей — почти в три раза меньше, чем годом ранее. Структура производства: Приора (91081), Самара (72256), «классическое» семейство (54223), Калина (42359) и старая Нива (34045), которая обогнала более современный и дорогой внедорожник Chevrolet Niva (23101 машина на площадке СП GM-АвтоВАЗ). В конце года была закрыта на реконструкцию первая из трех ниток сборочного конвейера, на которой в 2012 году должны прописаться автомобили Renault, а позже — и Nissan. На многочисленные сборочные заводы в России и за рубежом было поставлено всего 43 тысячи комплектов. Например, на предприятии ЧеченАвто (бывший завод Пищемаш) в Аргуне было собрано 706 вазовских «семерок», а план на 2010 год — 7000 машин, включая Калины и Приоры.

Мелкие «спутники» АвтоВАЗа за прошлый год изготовили 1707 машин — это фирмы Бронто (инкассаторские машины и снегоболотоходы на базе Нивы), Моторика (Нивы-пикапы и автомобили скорой помощи) и Супер-Авто (Самары и Приоры с мощными моторами, а также удлиненные Премьеры).

Второе место по объему выпуска легковых автомобилей в России занимает Автотор, причем из всех 60 тысяч машин семи марок и 32 моделей по полному циклу были произведены лишь 4580 автомобилей Chevrolet Lacetti. Мощность сварочной линии — 36 тысяч кузовов в год, с введением второй очереди к 2011 году она увеличится до 100 тысяч, а компанию Lacetti составит Opel Astra предыдущего поколения. Из SKD-комплектов собираются Chevrolet Aveo, Lacetti и Epica, восемь моделей Kia (от компактного Rio до гиганта Mohave), а с октября прошлого года еще и Opel Astra и Zafira. Сборка американских автомобилей Chevrolet, Cadillac и Hummer приостановлена осенью. В отдельном цехе по мелкоузловой технологии MKD собирают автомобили BMW в самых популярных комплектациях — это седаны третьей серии и кроссоверы X3, X5 и X6, а к лету компанию им составят новые «пятерка» и «семерка».

Московский Автофрамос после расширения может собирать до 80 тысяч машин ежегодно, однако выпущено только 49650 седанов Renault Logan. Сейчас на конвейере появился и хэтчбек Sandero, а в 2011 году к ним добавится кроссовер Duster.

Volkswagen в Калужской области снизил объем выпуска лишь на 23%, до 48012 автомобилей. Минувшей осенью на заводе было запущено сварочное и окрасочное производство с высокой степенью автоматизации суммарной мощностью 150 тысяч машин, но из 15 моделей Volkswagen, Audi и Skoda по полному циклу собирают только кроссоверы Volkswagen Tiguan и хэтчбеки Skoda Octavia. В сентябре истекает срок льготной SKD-сборки, и гамма сократится до шести моделей полного цикла — это Tiguan, Passat, новый бюджетный седан на базе Polo, Octavia, Fabia и еще одна, не названная пока модель.

На заводе Ford во Всеволожске изменений нет — на расширенных до 125 тысяч машин мощностях выпущено 41367 автомобилей Ford Focus и Mondeo. Это на 36% меньше, чем в прошлом году: сейчас завод загружен лишь на треть.

ТагАЗ добился у Сбербанка реструктуризации долга, но объем выпуска в 2009 году упал вчетверо, до 24336 легковых машин. Сейчас в Таганроге по полному циклу выпускают одиннадцать моделей: это Hyundai Accent, Elantra XD, Sonata, Santa Fe Classic и Porter, китайские Chery Tiggo и Vortex Estina (он же Chery Fora), а также автомобили под собственным брендом Tagaz — седан Vega, внедорожники Tager, Road Partner и грузовичок Master.

В компании Sollers ведущую роль пока еще играет УАЗ — с «легковой» нитки конвейера сошло 15490 вездеходов, включая 7796 Хантеров, 5615 Патриотов, 679 Пикапов и 1400 «безымянных» армейских внедорожников семейства УАЗ-3151. В марте начался выпуск упрощенного Хантера УАЗ 469, а до конца весны в производство должен пойти укороченный бюджетный Патриот Спорт. Завод Sollers в Набережных Челнах (бывший ЗМА) мощностью 75 тысяч машин фактически простаивает — в прошлом году по полному циклу сделано всего 4770 автомобилей Fiat (Albea и Doblo Panorama) и SsangYong (Kyron и Rexton). Грядущим летом должна начаться сборка седанов Fiat Linea, а CKD-производство внедорожников SsangYong прекращено — с января их собирают «отверточным» способом на территории судоремонтного Дальзавода: план на 2010 год — 10 тысяч машин, а в 2012 году с переходом на промсборку он может вырасти до 40 тысяч машин в год.

На заводе ИжАвто за первые пять месяцев 2009 года по полному циклу было выпущено 11 тысяч автомобилей Иж, Лада и Kia, но в мае прошлого года производство было остановлено и запущена процедура банкротства. Сейчас контрольным пакетом акций предприятия владеет Сбербанк, который до 10 апреля должен выбрать партнера для развития ИжАвто. Основные претенденты — калининградский Автотор и концерн Hyundai-Kia.

Завод Toyota в Шушарах набирает обороты медленно — за прошлый год с конвейера сошло 8310 седанов Camry, но до заявленной 50-тысячной мощности далеко.

Та же ситуация и на соседнем заводе General Motors, где в прошлом году было выпущено всего 7967 машин: это не самые популярные модели Opel Antara и Chevrolet Captiva, к которым в сентябре добавился седан Chevrolet Cruze. «Отверточная» площадка, где раньше собирали седаны и хэтчбеки Opel Astra, закрыта. Но в этом году на заводе в Шушарах пропишется новая Astra, будет введена вторая смена, а план производства — 30 тысяч машин.

На заводе Nissan в санкт-петебургской промзоне Каменка в прошлом году произведено всего 3790 автомобилей — это седаны Teana и кроссоверы X-Trail. План на этот год — переход на двухсменный режим работы и выпуск 25 тысяч машин.

Легковое отделение ГАЗа в коме — выпущен 2151 седан Volga Siber. Никаких перспектив пока не видно — Siber по-прежнему будут понемногу делать в убыток, пока не закончатся закупленные машинокомплекты.

Черкесский завод Derways в 2009 году находился на реконструкции — «отверточным» способом здесь собрали из оставшихся машинокомплектов только 865 китайских малолитражек Lifan Breez. Но в начале этого года наконец были запущены сварочный и окрасочный комплексы мощностью 107 тысяч машин. Инвестиции составили около 3,5 млрд рублей, 70% из которых — кредит от Сбербанка. На конвейер уже поставлены автомобили Lifan Breez и Solano, а также Geely MK. Весной должно начаться полномасштабное производство внедорожников Great Wall Hover, в планах — переговоры по еще четырем моделям других производителей и около 25 тысяч выпущенных за год машин.

В апреле с опережением графика почти на год будет запущено совместное предприятие PSA Mitsubishi под Калугой мощностью 150 тысяч машин. План на этот год — 25 тысяч хэтчбеков Peugeot 308 и Citroen C4, а также кроссоверов-близнецов Mitsubishi Outlander XL, Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser.

На сентябрь запланировано открытие завода Hyundai в Каменке — первой на конвейер должна встать пока не названная модель гольф-класса. А вот планы строительства завода Suzuki заморожены, причем компания даже отказалась от земельного участка в Шушарах. Так и не сдвинулся с мертвой точки проект компании Uttech (Объединенные транспортные технологии) по строительству в Нижегородской области завода полного цикла, где собирались ежегодно выпускать до 160 тысяч автомобилей ЗАЗ Sens/Chance. Завод АМУР в режимном городе Новоуральске еще год назад свернул крупноузловую сборку китайских машин Geely и ZX и так и не нашел новых партнеров. А на серпуховском СеАЗе делают лишь запчасти для Оки — новые хозяева завода распродают оборудование и сдают помещения в аренду.

А что в ближнем зарубежье?

Лучше других кризис переживает СП GM Uzbekistan: в 2009 году на заводе в узбекской Асаке было выпущено 205 тысяч автомобилей Daewoo и Chevrolet — на 10 тысяч больше, чем годом ранее! Из 90650 седанов Nexia и 69130 малышей Matiz более 50 тысяч машин ушли на российский рынок. А 83 тысячи автомобилей, включая 19400 выпущенных по полному циклу седанов Chevrolet Lacetti, остались на внутреннем рынке — равно как и 2198 собранных из SKD-комплектов машин Chevrolet Epica, Tacuma и Captiva. В этом году производственную программу завода дополнит новейший Chevrolet Spark, который будут собирать по полному циклу и активно поставлять на экспорт, в том числе и в Россию.

Производство легковых автомобилей на Украине сократилось вшестеро, с 404 до 68 тысяч машин. Флагманом остается корпорация УкрАвто, в состав которой входят ОАО ЗАЗ и cборочный завод в Ильичевске. Запорожский автомобильный завод мощностью 170 тысяч машин в год работает по полному циклу со сваркой и окраской, но в прошлом году его ворота покинуло всего 37 тысяч машин, из которых почти половина пришлась на модели Chevrolet Lanos и Zaz Chance для России. Все остальное — их близнецы Lanos и Sens для внутреннего рынка (10 тысяч машин под марками Daewoo и ЗАЗ), 5899 Славут и пикапов на базе Таврии, 3269 автомобилей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099. Производство седанов Opel Astra Classic позапрошлого поколения (114) прекращено. В Ильичевске на заводе мощностью 40 тысяч машин «отверточным» методом удалось собрать 8925 автомобилей — это корейские модели Chevrolet (4203), к которым в прошлом году присоединились автомобили Kia (4519). Но выпуск автомобилей Chery и Opel фактически сошел на нет, а сборка Мерседесов и вовсе приостановлена.

Корпорация Богдан выпустила в прошлом году 14392 автомобиля. По полному циклу со сваркой и окраской в Черкассах выпускаются автомобили Лада «десятого» семейства, пикап собственной разработки, а также модели Hyundai Accent (в России — Verna) и Tucson. Крупноузловая сборка автомобилей Kia была прекращена еще в марте прошлого года (за три месяца успели сделать 928 машин), но Hyundai Matrix, Sonata и Santa Fe выпускают до сих пор. А еще в статистику Богдана включены седаны ВАЗ-2107 и универсалы ВАЗ-2104, кузова для которых сваривают и окрашивают на ЗАЗе. В этом году корпорация планирует выпустить около 22600 машин, причем часть из них уйдет на экспорт — поставки в Россию украинских «десяток» под маркой Богдан уже начались.

Принадлежащий корпорации АИС Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) в прошлом году работал только восемь месяцев — по технологии SKD собрано 3738 автомобилей SsangYong и Geely. В этом году ожидается модернизация цеха сборки внедорожников SsangYong, а производство китайских моделей Great Wall, Chana и Landwind было свернуто еще в конце 2008 года.

На закарпатском заводе Еврокар в 2009 году из SKD- и MKD-комплектов было собрано всего 3566 машин, причем почти все они — марки Skoda: выпуск автомобилей Volkswagen и Seat пока приостановлен из-за низкого спроса. Но осенью должно стартовать производство полного цикла, включая сборку двигателей, — первой моделью станет Skoda Octavia второго поколения, а в перспективе мощность завода должна достичь 100 тысяч машин.

На белорусском предприятии Юнисон был собран всего 161 седан Iran Khodro Samand (эти машины делают еще и на азербайджанском предприятии AzSamand). Однако планы белорусов по запуску второй очереди с цехами сварки и окраски пока остаются в силе — Юнисон включен в список автопроизводителей, которым разрешено ввозить комплектующие по льготным таможенным тарифам.

В льготный список попал и казахстанский завод Азия-Авто мощностью 60 тысяч машин в год, где в прошлом году «отвертками» было собрано 1863 автомобиля Лада, Skoda и Chevrolet. От планов производства моделей Cadillac и Hummer было решено отказаться, зато в этом году в Усть-Каменогорске начнется сборка автомобилей УАЗ и Kia (Cerato, Sorento и Mohave). А костанайское промышленное предприятие АО Агромашхолдинг Казахстан совместно с дистрибьютором Allur Auto и компанией SsangYong планирует крупноузловым методом собрать около тысячи внедорожников Actyon, Kyron и Rexton.




Категория: Автопром | Просмотров: 2942 | Теги: российский рынок, падение, в России, производство автомобилей, авторынок

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем bbird на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar