Главная » 2012 » Сентябрь » 20 » Автомат для Гранты
23:37
Автомат для Гранты


Попытки «автоматизировать» свои машины ВАЗ предпринимал и ранее, с конца 1970-х годов. С кем только не сотрудничали на эту тему! Отголоски той работы слышатся в Тольятти и сейчас: небольшие тюнинговые фирмы предлагают установку б/у-шных японских «автоматов» на заднеприводные Жигули и Самару, пользуясь наработками соответствующего КБ ВАЗа.

Отдельная история – семиступенчатые «автоматы» КАТЕ, нещадно пропиаренные три-четыре года тому назад Максимом Нагайцевым, который, в своё время успел немного порулить ВАЗом, а потом занял должность директора по продажам и маркетингу. Под КАТЕ, разработанную Нагайцевым, собирались строить отдельный завод в Калининграде, соинвестором выступили Ростехнологии в лице личной жены Чемезова… Но коробки этой в серийном производстве до сих пор нет, хотя все сроки вышли уже многократно. Есть один экземпляр Калины с КАТЕ, первичные испытания он прошёл. На этом всё и закончилось.

Это могло продолжаться бесконечно. Но бесконечно это продолжаться не могло. С подачи «реношников» ВАЗовцы в один прекрасный момент сказали: сейчас или никогда – и выбрали самый быстрый вариант внедрения автомата, адаптацию готовой коробки, причём дешёвой, чтобы не выпасть из рынка. Таковая нашлась у партнёра Ниссана, японской фирмы Jatco. Это довольно древняя четырёхступенчатая коробка AY-K3, но недавно прошедшая, так скажем, редизайн. В этом виде она устанавливается на китайский вариант Nissan Note/March. Из нескольких передаточных рядов ВАЗовцы выбрали наиболее подходящий, с главной парой 4,08.

Итак, решение по этой трансмиссии было принято в августе 2010 года. И началась трёхсторонняя работа по адаптации, с участием не только ВАЗовских и японских инженеров, но и австрийских, с фирмы AVL.

На первый взгляд, объём работ по адаптации не так уж и велик. Но только калибровки под новое ТЗ в среднем занимают 10 месяцев. А параллельно нужно было вести работу по внедрению изменений в конструкцию самой Гранты. «Автомат» тяжелее на 33 кг, чем «механика», поэтому пришлось немного усилить подвеску (изменили жёсткость передних пружин) (общая масса машины возросла на 45 кг). Заново спроектирован картер гидротрансформатора (ГТ), это делали вместе с Jatco – японцы занимались креплением к коробке, а ВАЗовцы – к двигателю. Такая трогательная совместная работа над одной деталью… «Механика» на Гранте крепится к двигателю в четырёх точках. Для АКП добавили ещё две точки, для жёсткости, это требование Jatco. В связи с этим изменили поддон двигателя, теперь он не штампованный, а литой, тоже ради увеличения жёсткости. Приводы колёс тоже оригинальные, с внутренними шарнирами типа Трипод (по сравнению со ШРУСами они могут работать под большим углом). Для компенсации увода при старте из-за неравномерной длины приводов их валы сделали разной толщины.

Поработали и над охлаждением, создав комбинированный радиатор (ввели в водяной радиатор масляную секцию). Попутно сменили поставщика, теперь радиаторы для Гранты поставляет из Южной Кореи фирма Visteon. Под заботой об охлаждении пал клиренс: теперь нижняя точка – поддон АКП, там разница с поддоном двигателя - добрые пара сантиметров. А защиты ВАЗ не предлагает… Но это, опять же, было категорическим требованием японцев: не менять объём масляной ванны.

Естественно, интегрировали электронику АКП в шину CAN, теперь её диагностика доступна с общего разъёма, равно как ABS, двигатель и прочие системы.



Механосборочное производство ВАЗа не имело опыта сборки силовых агрегатов с АТ, пришлось заказать новую автоматическую линию, как раз сейчас её заканчивают настраивать. Собственно, по производству иных затрат и не потребовалось. Поэтому уложились в относительно скромную сумму – вышеназванные 17 млн евро. Это за всё, от калибровок и испытаний до изготовления первых товарных экземпляров. Ну, или почти товарных. Назовём их тестовыми, для дилеров и журналистов.

Сейчас пока будет выпускаться Грпанта с «автоматом» только в комплектации Норма+, с кондиционером, ЭУРом и ABS. Стоимость – 373 200 руб. Будут ли адаптировать «автомат» к менее мощным моторам – пока не знают.

Вы только не смейтесь, но автоматическую коробку ВАЗовские дилеры ремонтировать не будут, им запрещено. Поступят проще: неисправные коробки будут отправлять на Автофрамос, где ими уже займутся французы. А потом восстановленные пойдут в обменный фонд.

Да, забыл: все эти коробки производятся в Японии. Но ВАЗовцы уже думают о сборке её в Тольятти с частичной локализацией (они могут отливать и обрабатывать картеры). Сейчас российские детали – это промежуточный картер, жгуты проводов, растяжка передней подвески, корпус воздушного фильтра, мелкая штамповка. И приводной диск с зубчатым венцом, как демпфер крутильных колебаний, устанавливаемый вместо маховика. Это произведение искусства, говорит Храмков, толщина всего 1,8 мм!



При всей оптимальности выбора AY-K3, этот выбор неидеален. Ну, то есть ВАЗ сможет несколько лет использовать эту конструкцию в связке с Грантами и Калинами, а вот пойти дальше – фигушки. Входной момент у коробки – 150 н/м, а момент мотора – 145 н/м. Почти один в один, без запаса, что, конечно, скажется на ресурсе. А ведь ВАЗ готовит к производству мотор 1,8 с более высоким моментом, к нему эту коробку уже не пристыкуешь. Говорят, возможен паллиативный вариант: «железо» коробки держит до 180 н/м, проблема в ГТ. Значит, можно просто поменять конвертер и… И опять пройти полный цикл испытаний и согласовать все эти переделки с Jatco. Проще уж у японцев более мощную коробку купить. Так скорее всего и сделают, когда начнётся доводка новой Приоры.

Всё, будем считать, что официальную позицию ВАЗа я вам изложил. Приступим теперь к неофициальной части: как вся эта байда едет.

Вот сразу, как на духу: силовой агрегат (связка мотора и коробки) настолько доработаннее и гармоничнее самой Гранты, что он как-бы ретуширует недостатки шасси. Не будь тут «автомата», я бы начал ныть: руль в околонулевой зоне имеет избыточный свободный ход (чтоб не сказать люфт, градусов 5-6), крены велики, в резких поворотах переднее разгруженное колесо вообще вывешивается (блин, как Гранте порой не хватает самоблокирующегося дифференциала!), тормоза не очень внятные, кресла противные (три часа я провёл в качестве переднего пассажира – и заболели спина и жопа). На высокой скорости (на максимальных для Гранты 170 км/ч) динамический коридор едва ли не больше дорожного полотна, удержать машину в своей полосе ну очень тяжело. Знаемский на пассажирском сиденье крепился-крепился, а потом говорит: Серёга, мне страшно!

Хорошо хоть начали ставить «короткие» рейки (3,1 оборота), но пока не на все Гранты. Базовые версии, те, что с некрашенными бамперами, по-прежнему комплектуются «длинными» рейками (4 оборота), и я не завидую их владельцам.



Вы думаете, я сказал что-то новое? Ха! Всё ВАЗовцы про Гранту знают. И работают над улучшениями. Реально работают, не декларативно. Но они скованны рамками бюджета, которого, почитай, что и нет вовсе - сейчас все инвестиции направлены на обновлённую Калину, из неё делают типа совсем приличный автомобиль. А Гранта – она же лоу-кост, это как приговор к нищенскому прозябанию. Но ведь платформа у неё с Калиной одна! И то, что успеют модернизировать для Калины, пойдёт и на Гранту. Первым делом доработают рулевое – сам моторчик усилителя и, возможно, элементы крепления рейки к моторному щиту. Это обещают внедрить уже до конца года.

Вторая фаза – изменение подвески, тут уже работа идёт с Альянсом. Знаете почему? Потому что Гранту (судя по всему, в кузове хетчбэк) хотят продавать под маркой Datsun! В том числе и на экспорт. В этом обстоятельстве – самая реальная надежда на доводку шасси Гранты.

Когда собрали первую Гранту с «автоматом», её показали сначала Шмелёву, а потом и Комарову. Оба отметили: «вот я пытаюсь включить «драйв» - и промахиваюсь, включаю «вторую». Груненков убеждал, что они поработали над этим и ввели дополнительное сопротивление после «D», чтоб не перескакивать. Не знаю, что они там ввели, я ничего не почувствовал. И всегда перескакивал «драйв», замечая это только по вою мотора, зависшего на второй передаче.



Вот такая Гранта.
Категория: Наши авто | Просмотров: 5364 | Теги: Гранта, Лада, Ваз, автомат

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:

Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Observer • 20:54, 21.09.2012
Как выяснилось, ВАЗ и тут в своем репертуаре - название коробки AY-K3 нигде не существует, это собствненая выдумка ВАЗа. У ниссана эта коробка Джатко назвалась F03A, в Китае на заводе Донг Фенг (где делают китайский Ниссан Марч - то есть китайскую Микру) она называется JF414E.

Эта коробка производится с 1989 года и первоначально устанавливалась на Nissan Sunny. Для китайцев ее немножко модернизировали.

Это самый старый и самый простой автомат из тех, что фирма Jatco предлагает для двигателей рабочим объемом более одного литра. И на самом деле никуда, кроме китайской микры-марча он давно не ставится. Ибо дерьмецо.

Рассматривали и французский «автомат» от Логана - но его отвергли потому, что при схожей стоимости он был еще менее современен, чем японский, и еще менее надежен.
avatar
0
2 НатанЗахарий • 22:00, 27.09.2012
Значит Логан и Сандеро с автоматами ещё хуже?
Тогда остаются Солярисы и Рио.
avatar