Главная » 2011 » Сентябрь » 17 » Сплетни с ВАЗа: Комаров уходит, Ниссан приходит
21:13
Сплетни с ВАЗа: Комаров уходит, Ниссан приходит


19 октября состоится внеочередное собрание акционеров АвтоВАЗа. Событие важное, но на официальном сайте информация о нём упрятана в «сообщения о существенных фактах» и пока не скачаешь PDF, подробностей не узнаешь. Впрочем, подробностей нет и в скачанном документе, только сообщения о том, что будут досрочно прекращены полномочия одних членов совета директоров, избраны другие и будут внесены изменения в устав. Всё.

Теперь давайте порассуждаем.

23 июня на очередном собрании был утверждён совет директоров, в котором было трое представителей Renault-Nissan – Патрик Пелата, Бруно Аселен и сам Карлос Гон. Пелата, как известно, ещё в апреле подал в отставку из-за скандала с подозрениями в шпионаже в отношении трёх сотрудников Renault, оказавшихся де-юре беспочвенными. Скупо сообщалось, что Патрик Пелата уйдёт с поста исполнительного директора, но останется в Renault. На какой должности и в каком качестве – было непонятно, но переизбрание его в совет директоров АвтоВАЗа косвенно говорит о том, что это направление со стороны альянса курирует он, так как Бруно Анселен, новый директор российского представительства Renault, больше занимается импортом, продажами и Автофрамосом.

Вряд ли из совета директоров исключат Гона – это против традиций, топ-менеджер, даже если его функциональность в совете директоров равна нулю, должен присутствовать там номинально. Следовательно, если верить молве, уйдут Пелата и Анселен. А вместо них придут, сообразно логике, ещё более влиятельные персоны.

Но зачем? И Пелата, и Анселен уже давно и подробно погружены в тему взаимоотношений Renault и ВАЗа, менять их на менее компетентных представителей было бы неразумно. Однако вопрос компетенции для члена совета директоров вообще вторичен, они не менеджеры, а именно представители акционеров, имеющие влияние на ситуацию только раз в году, во время очередного собрания, и то формально. Следовательно, замена членов совета директоров будет означать не изменение структуры управления, а перераспределение капитала. И здесь уместно предположить, что к означенному собранию будет подготовлено соглашение о торжественной продаже альянсу нового пакета акций, с тем, чтобы довести долю альянса до контрольной.

По всей видимости, менять будут не французов на французов, а француза (вероятно, Пелату) на японца, ибо уже давно идёт речь о вхождении в капитал «Ниссана». То есть, контрольный пакет может быть сосредоточен в руках альянса Renault-Nissan, но не единым пакетом, а долями между Renault и Nissan. К сожалению, я не знаю достоверно, имеет ли альянс Renault-Nissan юридическое лицо и ведёт ли отдельную операционную деятельность. Но знаю точно, что четверть ВАЗа принадлежит никакому не альянсу, а RENAULT s.a.s. Причём, судя по официальным отчётам, это не блокирующий пакет, а ровно 25% участия в уставном капитале! Столько же RENAULT s.a.s. принадлежит и акций. Отсюда следует, что либо у Renault вообще нет блокпакета, либо он распределён между RENAULT s.a.s. и неким неназванным миноритарием. (Возможно ли, что блокпакетом могут являться 25%, а не 25%+1 акция?)

Для справки: доля акций Ростехнологий равна 25,1%, а Тройки-Диалог (читай, Сбербанка) – 25%. Из других крупных акционеров можно назвать Депозитарно-Клиринговую компанию и Ситибанк, но их доля незначительна. Плюс какое-то количество акций находится в руках других физических и юридических лиц. Так что юридически французы – не владельцы блокпакета. Вряд-ли это сильно влияет на реальную диспозицию и договорённости с Кремлём, но то, что структура собственности АвтоВАЗа мутновата – факт.

Я думаю, что скоро, возможно уже 19 октября, мы станем свидетелями продажи акций ДКК и «Тройки» «Ниссану», после чего в руках альянса сосредоточится контрольный пакет, а в совете директоров появится представитель японской компании. Но вот каково будет соотношение между Renault и Nissan?

Есть определённые основания предполагать, что новая структура капитала будет отражать и новую структуру управления ВАЗом, где Renault станет отвечать за стратегию, продажи и налаживание связей, а Nissan – за техническую политику. И это было бы логично: технический уровень «Ниссана» выше французского. И это уже воплощается в жизнь: на ВАЗе я видел какое-то несметное количество японцев, занятых подготовкой производства в рамках проекта Nissan LB1A. Именно эта машина станет основным представителем платформы В0 на главном конвейере ВАЗа, а не «Логаны» или, прости господи, «Ларгусы».

А теперь давайте прикинем, как отнесутся уже не совладельцы, а реальные владельцы ВАЗа к перспективе поддержки конкурента в рамках СП GM-АвтоВАЗ. Сейчас работа этого предприятия выгодна и ВАЗу, и GM, более того, у ВАЗа на него есть стратегические виды: перенесение производства Лады 4х4 и её последующая модернизация. Если GM просто зарабатывает на этом СП деньги (немного) и улучшает статистику продаж марки Chevrolet в России, то для ВАЗа это жизненно необходимая площадка по сборке внедорожников. Основное производство скоро не будет справляться с обилием моделей, а если старую «Ниву» модернизируют, то на неё и спрос повысится, и существующими мощностями его удовлетворить будет трудно. Вообще, наиболее рационально вывести на GM-АвтоВАЗ сборку всех перспективных полноприводников, включая B-Cross и C-Cross. Но при участии в СП GM это невозможно. Отсюда вывод: новые акционеры АвоВАЗа будут пытаться разрушить это СП: выкупить долю GM на условиях, от которых американцам трудно будет отказаться. То есть под угрозой возможности появления сложностей в поставке с ВАЗа агрегатов, без которых СП не сможет выпустить ни одного автомобиля. Думаю, это для обновлённого ВАЗа будет наиболее логичным шагом. И я почти уверен, что такая работа с GM уже ведётся. Ведь Комаров пообещал «в скором времени» представить обновлённую стратегию развития АвтоВАЗа до 2020 года, в которую будет органично вписан ИжАвто. А GM-АвтоВАЗ может быть вписан в стратегию ещё более органично, органичнее некуда.

Теперь ещё одна новость, вернее, не новость даже, а слух: Комаров уйдёт с ВАЗа в Правительство, слишком уж хорошим менеджером он себя показал. Думаю, направление ухода очевидно – Минпромторг, вместо надоевшего всем Христенко. Правдоподобность этой информации я взвешенно оценить не берусь, но, навскидку, это кажется мне не очень вероятным. Всё-таки Комаров отлично сработался с французами, они ему доверяют и у него почти всё получается.

Но, с другой стороны, если партия скажет «надо», комсомол всё равно ответит «есть!», и тут можно только предполагать, что там в голове у «нашей партии». Обратите внимание: последний квартальный отчёт АвтоВАЗа подписан не Игорем Комаровым, а его заместителем по финансам и корпоративному развитию Олегом Лобановым, тоже птенцом гнезда «Норильского никеля»! Причём должность Лобанова обозначена уже как «И.о. президента ОАО «АВТОВАЗ».

Источник - http://rusautomobile.livejournal.com/199841.html
Категория: Автопром | Просмотров: 3760 | Теги: RENAULT, Рено, ниссан, Ваз

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar